РАЩЕПЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ – «ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО» ?

Научный подход при изучении различных методик гипноза, медитативных практик, мантр, и т.д., ведущих с проявлению эффекта ИСС (измененное состояние сознания) человека прежде всего заключается в желании и принципе «измерения» физических параметров испытуемых. Признавая наличие позитивного эффекта при применении, в частности, гипноза в лечебных целях, психологи проводят исследования и делают выводы об ИСС на основании измеряемых результатов своих исследований.

Данная статья основана на гипотезах, фактическом материале и выводах, приведенных в диссертационном исследовании и научных статьях кандидата психологических наук Кучеренко В.В. (МГУ им. Ломоносова).

Использование психотехник измененных состояний сознания восходит к истокам человеческой культуры. В практиках шаманизма измененные состояния сознания выступали как средство социальной и психологической регуляции жизни племени. Практика медитации – как средство достижения измененных форм сознания – отражена в Ведах и ранних произведениях буддизма. В то же время, систематическое изучение измененных состояний сознания начинается только с эпохи мессмеризма (XVIII век), представленного искусством Ф.А. Мессмера. В девятнадцатом и двадцатом веке трансовые состояния (гипноз) изучали такие выдающиеся ученые как Ж.М. Шарко, И. Бернгейм, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов. Современная проблематика изучения измененных форм сознания затрагивает в основном изучение различных форм гипноза (М. Эриксон, В.Л. Райков, Л.Г. Гримак) и их практическое применение. Тем не менее, измененные состояния сознания остаются мало изученной областью психологии.

Современные представления о психофизиологических основах гипнотического состояния опираются на данные по исследованию проблемы межполушарной ассимметрии и межполушарного взаимодействия человеческого мозга. Согласно этим представлениям, наступление гипнотического состояния происходит в результате понижения активности левого полушария мозга при одновременном повышении активности правого полушария, ответственного за наглядно-образную и эмоционально-смысловую переработку информации.

С точки зрения науки под структурой сознания понимается единство трех его образующих:

  • значения

  • чувственной ткани

  • личностного смысла.

В результате перехода в ИСС, структура сознания распадается, следствием чего является «отмена» понятийного аппарата, прежде присущего испытуемому – отмена, так сказать, привычной «системы координат», сформировавшихся представлений, привычек, оценок окружающего мира. Помимо этого, наблюдается феномен отчуждения субъектом продуктов собственной активности – «собственные мысли звучат как чужие голоса или воспринимаются как зрительные образы реальных событий». Кроме того, практические исследования показали, что происходит также переход от знаково-понятийных форм к образно-символическим формам мыслительной деятельности.

Исследования ИСС позволяют разрабатывать новые, высокоэффективные методы терапии. Одним из характерных моментов гипнотического состояния, используемого в лечебных целях, является изменение эмоциональных и поведенческих реакций. Вербальная инструкция, даваемая испытуемым, рождает переживание, аналогичное тому, что испытывал бы испытуемый в реальной ситуации. Наблюдается как бы перетекание активности из сферы практических действий в сферу активности воображения, действия с образами, действия в форме наглядно-чувственных образов. Так в экспериментах с внушением невесомости кандидатам в космонавты зарегистрированы физиологические и даже биохимические изменения, воспроизводящие реакции адаптации к невесомости в условиях космического полета, вплоть до изменения состава крови и вымывания солей кальция из костей (Л.П. Гримак, 1978). Эти результаты согласуются с данными классических исследований гипноза, в которых воспроизводились симптомы перенесенных ранее испытуемыми болезней, ожогов и т.п. (П.И. Буль, 1974; К.И. Платонов, 1957; Л. Шерток, 1982, 1991, 1992). В лечебных гипнотических сеансах пациенты испытывают и весьма положительные переживания, стимулирующие выброс эндоморфинов (гормонов радости). Пациенты купаются в волнах эфира, наблюдая с высоты Землю, созерцают ночное небо его с мириадами звезд и путешествуют в иные, трудно описуемые на земном языке, миры.

Измененные состояния сознания не несут с точки зрения человеческой культуры заведомо положительную или негативную оценку. Понятия, как кристаллизация общественно выработанного человеческого опыта, держат наше сознание в узде социальной нормативности, и нарушение этических норм вполне открыто самосознанию нарушающего. В измененных состояниях

сознания рефлексия «хорошо-плохо, как учили» ослаблена, либо вовсе отключена. То, что непосредственно переживается человеком в измененных состояниях сознания, является в каком-то плане воздаянием ему за предыдущие деяния и мысли, выражает своего рода «кармическую причинность».

Тематика ИСС, являясь фундаментальной проблемой психологии сознания, в то же время имеет междисциплинарный характер и представляет собой область науки, в которой тесно пересекаются интересы общей психологии, клинической психологии, психиатрии, искусственного интеллекта, социальной психологии и др.

По материалам научных исследований

кандидата психологических наук

Кучеренко В.В.

Комментарии запрещены.