РЕИНКАРНАЦИЯ И ДУША

С древних времен, наряду с попытками понимания мироздания, человечество пытается изучить собственно духовную и физиологическую суть человека – душу, поселяющуюся в теле с момента рождения и покидающую это тело после смерти, а также ответить на вопрос о ее последующих воплощениях. Возможно, что источником появления веры в перевоплощение души явилось частое сходство между первым и третьим поколениями людей. Именно появление детей, имеющих внешнее сходство с дедушками или бабушками, могло породить мысли о таком переселении. Так или иначе, у каждого народа, при любом уровне развития, размышления, касающиеся таинства рождения и смерти отражались в мифологии, культуре, религии, практических исследованиях и научных трудах.

Считается, что первое упоминание о перевоплощении души отмечено в древнеиндийские религиозно-философских трактатах, пришедших туда их верований доарийского индийского народа, который верил в реинкарнацию еще со времен первобытнообщинного строя. Различные подходы и осознание понятия перевоплощения души демонстрировали древнегреческие мыслители. Аспекта реинкарнации и «отрабатывания» прежних грехов в новом воплощении касались Платон, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. Известны утверждения Пифагора о том, что он помнит свои прошлые жизни, также в основных трудах Платона содержаться примеры подробных описаний перевоплощения.

Религиозные верования обязательно имеют свою трактовку и объяснение. В Талмуде душа описывается как независимая от тела сущность – непорочная и созданная Богом. Посмертная участь души в иудаизме и буддизме рассматривается сходно, как последующее перерождение. Однако, древние иудеи все-же расходились в понимании самой сути души – по мнению фарисеев, душа бессмертна и обладает способностью существования вне тела до воскресения из мертвых, саддукеи считали что душа умирает вместе с телом. В учении Каббалы душа видится как элемент духовной сущности, берущей начало в высшем разуме или, так называемой «мировой душе». Считается, что душа, обладая триединой сутью, в момент смерти тела распадается на части, каждая из которых далее имеет свой путь переселения либо исчезновения.

Для христианских конфессий характерно представление о душе как о сотворенной Богом бессмертной нематериальной сущности человека – единой, а не троичной. Душа продолжает полностью сознательное существование и после смерти человеческого тела, а ее дальнейшая судьба определяется Богом на суде. Дальнейшее пребывание – либо рай, либо ад. Однако, существует мнение, что сведения о переселении души в новые тела были каким-то образом изъяты из ранних христианских источников, в то время, как Иисус также проповедовал и об этом.

На сегодняшний день официальной наукой душа рассматривается в качестве философского понятия, хотя естественно-научные опыты также проводились. В частности, в 1901 году американский врач Дункан Макдугалл поставил серию экспериментов по «прямому взвешиванию души». Было вычислено, что в момент смерти человеческое тело теряет от 15 до 35 г. Таким образом, предположительно было вычислено, что именно покидающей тело душе и принадлежат исчезающие граммы. Научное сообщество заметило проведенные исследования, но научно доказанным фактом их не признало. Так, внучка великого нейрофизиолога академика В. М. Бехтерева, многолетний руководитель Института по изучению мозга и психической деятельности в Санкт-Петербурге Наталья Бехтерева (1924-2008), не отрицая самого понятия перевоплощения души, с большой осторожностью высказывалась на эту тему: «Весь вопрос в том, что ученый ни при каких обстоятельствах не имеет права отвергать факты на том основании, что они не вписываются в его мировоззрение. С моей точки зрения, в этом случае разумнее переосмыслить позиции».

Тем не менее, многие известные люди свидетельствовали в своих мемуарах о приходящей к ним памяти прошлых воплощений, помогающих использовать опыт жизни, не ограничивая его во времени. В частности, американский автопромышленник Генри Форд (1863–1947 гг.) в журнале «San Francisco Examiner» от 26 августа 1928 г. рассказывает, что в прошлой жизни был солдатом и погиб в битве при Геттисберге, а недавно умерший основатель компьютерной корпорации Apple Стив Джобс (1955-2011), который был буддистом, незадолго до своей смерти сказал, что «смерть – лучшее изобретение жизни, так как является причиной перемен в новых воплощениях».

Все права защищены.

Литература по теме:

Душа человеческая // Библейская энциклопедия. — 3-е. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. — 768 с. — (Библиотека энциклопедических словарей).

Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма // Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни: Пять лекций по буддизму / С. Ф. Ольдеибург, Б. Я. Владимирцов, Ф. И. Щербатской, О. О. Розенберг.. — Самара: Издательский дом «Агни», 1998. — 192 с.

Эпштейн И. «Иудаизм», изд. Мемориальный фонд еврейской культуры, Нью-Йорк, 1959

Положительное учение православной Церкви и святых Отцов. Душа человеческая. Богоподобная ее сущность, нескончаемость, способности, действия и загробное состояние / Благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. — Кострома: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1992. — 160 с.

Мареева Е. В. Д. Локк об источниках единства души: Бог, натура или культура? // Человек. Язык. Культура. Таганрог, 2002. Вып. 2. — С. 128-140.

Интервью c Натальей Бехтеревой. Журнал “Домовой” (N6 (43) июнь 2004 г.)

Наталья Бехтерева. Извилистый путь мысли http://gazeta.aif.ru/online/aif/1236/03_01

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.