СОЗНАНИЕ – ТЕОРИИ И ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ

«Человек – продукт естественной эволюции, он часть природы, но, наделенный разумом и самосознанием, он превосходит ее» (немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик Эрих Фромм (1900-1980)).

В отличие от религиозного объяснения возникновения человека и, непосредственно, его сознания, дарованного свыше – высшей волей, научная мысль со времен Декарта (французский философ, математик, механик, физик и физиолог, (1596-1650)) пытается дать математически-измеряемое объяснение не только окружающей реальности, но и функционала человеческого разума. Существует всего несколько основополагающих наук –философия, психология и биология, которые предпринимают попытки наиболее разносторонне исследовать суть человеческого сознания.

Предполагается, что сознание — это результат деятельности высших нервных центров мозга, биохимические процессы, являющиеся как источником, вызывающим (после обработки мозгом вариантов поведения) последующую реакцию, так и результатом от внешнего воздействия – ответно запускающейся реакцией на раздражители. Эти процессы вполне количественно изучаемы, их можно отследить с помощью различного оборудования, смоделировать, меняя местами первопричину и результат. Так изучается работа мозга живого существа.

Однако, в отличие от живущих на Земле и также обладающих мозгом существ, человеку присуще нечто такое, что нельзя отнести к физическому пониманию. То есть, мозг – это, грубо говоря, физически измеряемое тело; но сознание, вдохновение, эмоция, многовариативное, труднопрогнозируемое поведение человека и т.д. – не обнаруживаются в качестве физически измеряемых величин в человеческом мозге.

Одна из наиболее известных теорий, выделяющая сознание-ум в отделенную от мозга категорию, была создана французским философом и математиком семнадцатого века Декартом. По его теории существуют две субстанции – мыслящая и телесная. Функционал мыслящей субстанции – мыслить и субъективно переживать процесс мышления, функционал телесной субстанции – предоставление пространства-времени, физической площадки для этих процессов. Ум и тело взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга. Таким образом, разделение на «ум» («эго», «я») и непосредственно «мозг-тело» считается в некотором роде аксиомой, проверенной эмпирически и принятой как данность.

Однако, дальнейшие исследования местонахождения и «системы запуска» мыслящей субстанции человека, выводы, к которым приходят исследователи, все также далеки от совершенства и подвергаются критике оппонентов, как и во времена Декарта. Среди существующих на сегодня теорий сознания – и дуалистическая теория Декарта (критикуется физиками, так как противоречит законам сохранения и момента);

и механистические теории (Т. Гексли (1825-1895) – английский зоолог, популяризатор науки и защитник эволюционной теории Чарлза Дарвина), предполагающие, что материя порождает нематериальное сознание (критикуется в связи с обязательностью взаимовлияния всех физических компонентов друг на друга, а сознание, по этим теориям, не влияет на материю);

монистические (голландский философ Спиноза) – свойство сознания присуще любой материи (критикуется за отсутствие в системе единства «общего сознания» при наличии собственного сознания у каждого атома вещества);

натуралистический дуализм (австралийский философ Дэвид Чалмерс (род.1966)), который ввел в современную философию термин «прото-панпсихизм». Этот взгляд отрицает существование бестелесной души и утверждает, что сознание является нематериальным фундаментальным свойством Вселенной – феноменальной информацией, связывающейся с физическими объектами фундаментальными психофизическими законами (критикуется за то, что его нельзя подтвердить эмпирически, пока не будут разработаны приборы для обнаружения невидимых центров сознания, окружающих нас повсюду и за то, что поскольку феноменальное сознание не может влиять на материальный мир, все люди являются беспомощными марионетками, которым остается лишь верить, будто они на что-то влияют во внешнем мире по собственной воле). При этом научным сообществом было отмечено, что разработанную Чалмерсом дуалистическую теорию сознания гораздо проще включить в современную научную картину мира, чем классическую теорию Декарта.

Другими словами, природа сознания все также неизвестна – до сих пор все еще не разработана нейрофизиологическая теория, которая могла бы объяснить каким образом огромное количество процессов, происходящих в мозгу, объединяются и воспринимаются как единое сознание.

Все права защищены.

Автор Валерия Савицкая

Литература по теме:

  1. Прист С. Теории сознания / пер. с англ. А. Ф. Грязнова. — М. : Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 2000. — 287 с.
  2. А. А. ГусейновГ. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010
  3.  Что такое сознание // Спиркин А. Г. Философия
  4. Морозов Е. В. Эволюция сознания. Современная наука и древние учения. — М.: Новый Акрополь, 2013. — 370 с.

 

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.